Тропарь, глас 4
Яко необоримую стену и источник чудес, cтяжавше Тя раби Твои Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя: мир обители Твоей даруй и душам нашим велию милость.
женский епархиальный монастырь г. Гороховец
Московский патриархат.
Владимирская митрополия
Муромская епархия

Придел апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Находясь под покровом Пресвятой Богородицы, святая обитель «Знамения» Матери Божией имеет еще одного заступника и покровителя — апостола и евангелиста Иоанна Богослова — «апостола любви», в честь которого освящен малый придел, пристроенный к Знаменскому храму с северо-запада. Строительство этого придела началось по благословению Патриарха Иосифа на средства купца Семёна Ершова в XVII веке. Однако, опись, произведенная в монастыре в 1723г., свидетельствует, что в обители было построено две каменных церкви (холодная в честь иконы Матери Божией «Знамение» и теплая в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова). Сложно установить имелась ли в виду отдельно стоящая церковь или речь всё же шла о приделе. До нашего времени сохранился именно придел во имя апостола, который после передачи монастыря Владимирской епархии был отремонтирован и вновь освящен в 1995г.

  

 

В Свято-Знаменском женском монастыре хранится чудотворная икона апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Доподлинно известно, что в день появления этой иконы в обители одна из прихожанок р. Б. Людмила Н. из г. Дзержинска Нижегородской области исцелилась от опухоли горла, приложившись к образу апостола. Позже происходили и другие чудеса исцеления людей по молитвам святого заступника.

                                                      

Замечательна история появления чудотворного образа в монастыре.
9 октября 2001г.  в Знаменском женском монастыре Владимиро-Суздальской Епархии совершалась Божественная Литургия в малом приделе апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Тогда монастырь еще лежал в руинах, икон в монастыре было мало и купить их было не на что, а основной храм Матери Божией «Знамение» был разрушен. На солее, в разрушенном Знаменском храме была установлена тумбочка, там после Литургии собирались служить молебен Спасителю и призывать Божие благословение на восстановление монастыря. В тот день в храм пришел незнакомый человек и пожертвовал обители красивейший образ – «Господь Вседержитель». Образ тут же был поставлен на пустующую тумбочку, словно специально ожидавшую Его.

Чудесным образом явилась монастырю и Богородица. Так, на Троицу 2002г. в дар монастырю торжественно преподнесли большой образ «Знамение» Божией Матери.

А в завершение, в этом же 2002г., 9 октября на престольный праздник обители, сам Иоанн Богослов «пришел» в монастырь в виде чудотворного образа.

Таким образом, сначала Господь, как Глава Церкви, преподал свое благословение на восстановление монастыря, следом явилась Пресвятая Богородица, а после и любимый ученик Господа занял подобающее место в обители. И как после крестной смерти Господа Иисуса Христа апостол Иоанн заботился о Пресвятой Богородице Деве Марии, неразлучно пребывая с ней рядом, так и здесь, ныне в Знаменском монастыре они вместе покровительствуют сестрам обители, являясь для каждого приходящего в монастырь примером истинной любви и смирения.                                                         

Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. Он был сыном Зеведея и Саломии - дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом Иисусом Христом в число Своих учеников на Геннисаретском озере.

После призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя» (Ин. 19: 26-27).  С того момента апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.

После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потерпел крушение во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу и только один апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько плакал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал своего учителя, которого Господь сохранял живым четырнадцать дней в морской глубине.                                                               

Учитель и ученик отправились в Ефес вместе и непрестанно трудились, проповедуя язычникам о Христе. Проповедь эта сопровождалась многочисленными чудесами, увеличивая число уверовавших с каждым днем. В это время началось гонение на христиан императора Нерона (56-58гг.). Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался жив, а затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителя. После этого апостол был сослан в заточение на остров Патмос, где он прожил много лет. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых ученик Христов просветил светом Евангелия. Он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил великое множество больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого апостола. Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, похвалявшийся тем, что умертвит апостола. Но святой Иоанн, силой действующей через него благодати Божией, разрушил все ухищрения бесовские, на которые надеялся Кинопс, и гордый волхв бесславно погиб в морской пучине.

Тогда истинный последователь Христа удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр. 1, 8), - возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 г. была написана Книга Откровения (Апокалипсис). В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 г. апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга и этим исполнять заповеди Христовы. «Апостолом любви» именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. В трех Посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь.
Святой апостол Иоанн окончил земной путь в возрасте ста с лишним лет,  память его Святая Церковь празднует 9 октября (н.с.). Этот ученик Иисуса Христа намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.
Когда же настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли. Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 21 мая (н.с.) выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова еще и 21 мая (н.с.).

Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату имя «сынов грома» - вестника устрашающего в своей очистительной силе небесного огня. Этим самым Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов. Орел - символ высокого парения Богословской мысли - иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. А наименование «Богослова» Святая Церковь из всех учеников Христовых дала только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих.